Президент Франции Эммануэль Макрон находится на этой неделе в Алжире, который теоретически может заменить большую часть российского газа. Но препятствия велики, а отношения с бывшей колонизаторской Францией неоднозначны.
Макрон прибыл в четверг в столицу Алжир в сопровождении около 90 членов кабинета министров, предпринимателей и знакомых из мира спорта и культуры. С этой тяжелой делегацией он хочет восстановить отношения с североафриканской страной в ходе трехдневного визита. Это очень необходимо после года, когда взаимоотношения достигли нового минимума.
Будучи кандидатом в президенты, Макрон произвел хорошее впечатление в Алжире в 2017 году, назвав французскую колонизацию страны «преступлением против человечества». По словам Макрона, Франция должна была извиниться перед жертвами колониального господства и кровавой войны за независимость (1954-1962 гг.). Эти слова были хорошо приняты в Алжире, где большая часть политического класса пережила войну. Будучи президентом, Макрон также признал, что Франция систематически пытала антиколониальных активистов в Алжире.
Но официальных извинений за французское колониальное господство, чего горячо желал Алжир, не последовало. Гнев алжирцев по этому поводу перерос в гнев в прошлом году, когда просочились заявления, сделанные Макроном в беседе с молодыми людьми из семей, переживших Войну за независимость. По словам Макрона, алжирская «военно-политическая система» написала новую, ложную историю, основанную на «ненависти к Франции». Президент Франции риторически задался вопросом, существовала ли такая вещь, как алжирская национальная идентичность, до колониальных времен.
В ответ Алжир обвинил Францию в геноциде. Правительство в Алжире закрыло воздушное пространство для французских самолетов и отозвало посла из Парижа. С тех пор эти меры были отменены, но недоверие осталось.
«У нас сложное, болезненное общее прошлое. Иногда это мешало нам смотреть в будущее», — сказал Макрон президенту Алжира Абдельмаджиду Теббуну в четверг. Днем позже он назвал поиск истины и признание более важными, чем покаяние. Вопрос в том, удовлетворятся ли этим алжирцы.
Таким образом, в краткосрочной перспективе Алжир не сможет заменить газ из России. Макрон также подчеркнул в пятницу, что Франция использует относительно мало газа, а хранилища на следующую зиму уже заполнены. Его визит, вероятно, носит более долгосрочный характер: ЕС недавно определил газ как «возобновляемый источник энергии» и рассматривает его как переходное топливо при переходе к нулевым выбросам. По словам Виддерсховена, спрос на газ в Европе пока останется высоким, и ЕС придется вступить в переговоры с такими странами, как Алжир, о долгосрочных контрактах на поставку. Макрон будет надеяться, что его визит заложит основу для этого.